Биология

Урок 12.05.2020

Тема: Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса.
 ВАРИАНТ I (письменно)
Часть 1.
1. К однодольным растениям относится:
а) яблоня б) фасоль
в) шиповник г) пшеница
2. Многие двудольные растения имеют:
а) мочковатую корневую систему; б) только придаточные корни;
в) стержневую корневую систему; г) боковые и придаточные корни.
3. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:
а) зона деления;
б) зона роста;
в) зона всасывания;
г) зона проведения.
4. Самая длинная часть корня:
а) зона роста;
б) зона деления;
в) зона проведения;
г) зона всасывания.
5. Луковица представляет собой видоизмененный подземный побег, так как
а) на нем расположены почки;
б) он поглощает воду и минеральные вещества;
в) в нем органические вещества расщепляются до минеральных;
г) в нем образуются органические вещества из неорганических.
 6. Плод образуется из:
а) Стенок завязи;
б) Цветоложа;
в) Пестика;
г) Пестика, основания тычинок, лепестков и чашелистиков, цветоложа.
7. Почка — это
а) часть стебля; б) зачаточный побег;
в) завязь с семязачатками;  г) черешок и листовая пластинка.
8. Лист — это часть побега и на стебле он занимает положение:
а)  боковое;
б)  верхушечное;
в)  боковое и верхушечное.
9. Листья сидячий у:
а)  пшеницы и липы; б)  липы и пырея;
в)  пырея и ржи; г)  ржи и сирени.
10.  Сложный тройчатый лист у:
а)  шиповника;
б)  земляники;
в)  каштана конского;
г)  ясеня.
11 Сетчатое жилкование листовой пластинки у:
а)        пшеницы; б)        лука;
в)        пырея; г)        дуба.
12.  Простой лист у:
а)  сирени;     б)  каштана;    
в) шиповника; г) акации.
13. Листорасположение очередное у:
а)  дуба и клёна; б)  клёна и осины;
в)  осины и бузины; г)  все неверно.
14. Функции листа:
а)  газообмен; б)  фотосинтез;
в)  испарение; г)  все ответы верны.
15. Видоизмененные в колючки листья
а) защищают растение от вымерзания
б) уменьшают испарение и сохраняют влагу в растении
в) улучшают освещенность растения
г) увеличивают скорость передвижения воды в растении
16. Распространяются ветром семена:
а) клёна; б) боярышника;
в) акации; г) калина.
Часть 2
 1 . Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса «Однодольные»:
A. Две семядоли                            Б. Мочковатая корневая система
B. Стержневая корневая система Г. Дуговое или параллельное жилкование
Д. Сетчатое жилкование               Е.  Одна семядоля
2. Установите соответствие
Тип плода                     растения
А. ягода                       1. пшеница
Б. яблоко                     2. груша
В. зерновка                  3. томат
ЧАСТЬ 3. Ответьте письменно на вопрос:
 1 . Почему урожайность картофеля возрастает после окучивания?
 2 . Докажите, что клубень картофеля - видоизмененный побег.



Урок 11.05.2020


Тема: Повторение.
Подготовка к итоговой контрольной работе. Повторить.
1. Семейства покрытосеменных.
2.Учёные Х VIII века для обозначения вида организмов названия.
3. Внешнее строение листа.
4.Клеточное строение листа.
5.Видоизменение побегов.
6.Строение цветка.
7.Плод.
8.Минеральное питание растений.
9.Передвижение воды и питательных веществ в растении.
10.Размножение споровых растений, голосеменных, покрытосеменных.
11.Кормовые растения на территории Курганской области.



Урок 05.05.2020


Тема: Повторение

Повторим с вами многообразие растений. Семейства Злаки. Письменно. Выберем правильный ответ.
1. Как по-другому называют Злаки?
Мятликовые
Розоцветные
Мотыльковые
2. Как называют процесс роста, характерный для злаков?
Вытяжным
Статичным
Вставочным
3. Как называется вырост между листом и стеблем?
Почка
Язычок
Черенок
4. Какое соцветие образуют злаки?
Колос
Коробочку
Корзинку
5. Какое сложное соцветие составляют злаки?
Початок
Головку
Метелку
6. Сколько тычинок у злаков?      3, 4,7.
7. Как долго человек возделывает пшеницу?
          5 тыс. лет            10 тыс. лет                15 тыс. лет
8. Как называется плод злаковых?
        Зерновка          Зерно             Колос

natalyabersenewa45@gmail.com или в ВК https://vk.com/id591352017


Урок 28.04.2020


Тема: Контрольная работа «Многообразие растений».

Вариант 1

Часть А. Выберите 1 правильный ответ:
1.К какой группе организмов по питанию относят растения?
а) гетеротрофы б) сапрофиты в) автотрофы г) паразиты
2. Зародыш семени пшеницы состоит из:
а) зародышевого корешка, стебелька, почечки; б) семядоли, эндосперма, почечки;
в) зародышевого корешка, стебелька, почечки, эндосперма;
г) семядоли, зародышевого корешка, стебелька, почечки.
3. Какой орган относят к генеративным органам?
а) цветок б) стебель в) лист г) корень
4. Из перечисленных растений выберите двудольное:
а) рожь б) лук в) горох г) тюльпан
5. Какая зона корня расположена за зоной роста?
а) деления б) всасывания в) корневой чехлик г) зона проведения.
6. Усики гороха – это видоизменённые:
а) корни б) стебли; в)побеги; г) листья.
7. Стебель деревьев растет в толщину за счет деления клеток:
а) луба; б) камбия; в) древесины; г) сердцевины.
8. К покровным тканям относятся:
а) пробка и луб; б) кожица и луб; в) пробка и кожица; г) кора и камбий.
Часть В. Внимательно прочитайте задания и запишите ответы.
9. Рассмотри строение цветка, запиши цифры по порядку и название частей цветка.
10.Установите соответствие между частями растений и функциями, которые они выполняют. Функции повторяются!
Части растений Функции
А) ситовидные трубки 1) запасающая
Б) кожица 2) транспортная (проводящая)
В) устьице 3) газообмен
Г) сердцевина 4) защитная
Д) сосуды стебля
Е) чечевички
Ж) корнеплоды
11. Ответь на вопрос: Что такое соцветия, на какие группы они делятся? Приведи примеры.
Д/задание. Сдать работу.


Урок 27.04.2020


Тема: Экскурсия «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека».

1.Антропогенное влияние.

Антропогенные факторы – факторы, которые по происхождению связаны с деятельностью человека. Экология – наука об отношении организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Около 10 000 лет назад человек начал одомашнивание растений и животных. Так человек перешел от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. В результате хозяйственной деятельность уменьшилось количество диких животных, площади лесов. Уменьшение площади лесов привело к обмелению рек. Истощились почвы, стало больше оврагов, участились суховеи. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья.
2.Аральское море
Аральское море – бывшее соленое озеро на границе Казахстана и Узбекистана. Начиная с 60-х годов прошлого века, из питающих его рек производился забор воды для орошения полей. И уровень воды в море стал падать, оно распалось на 2 водоема. До обмеления Аральское море было 4-м по величине озером мира. На бывшем дне озера откладывались ядохимикаты с полей, которые с пылью разносятся на окружающие территории. И рост дикой растительности тормозится. Согласно расчетам ученых, спасти Аральское море невозможно даже при полном отказе от забора воды.
Загрязнение воды, воздуха, почвы может вызывать нарушение и гибель природных сообществ. Поэтому в разных странах есть законы, регламентирующие использование природных богатств.
Но в середине XX века хозяйственная деятельность человека привела к очень серьезным последствиям.
3. В тетради описать влияние человека на водоём (река Исеть).
4.Можно посмотреть интернет-урок «Влияние человека на растительный мир, охрана растений.
5. Описать в тетради. Влияние человека на водоём.



Урок 21.04.2020


Тема: Экскурсия «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека».



  1. Записываем в тетрадь.
  2. Как  осуществляется рост, питание, цветение  растений на школьном участке.
  3. Изучение сообществ  происходит по плану:

  • Какие деревья произрастают в данном сообществе?
  • Перечислить названия кустарников.
  • Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
  • Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
  • Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
  • Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?

  1. Разработать положение природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе».
  2.  Выводы.
 А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах?
6.Д/задание. Записать свои выводы в тетрадь.



Урок 14.04.2020


Тема: Экскурсия «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека»

1.     Взаимодействие природы и человека. Человечество теснейшим образом связано и взаимодействует со всеми формами жизни на планете, включая многообразие конкретных организмов, их популяции и сообщества вплоть до глобальной – биосферы. Потребность общения с природой остается одной из острейших у современного человека. Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека.
Человек не может не изменять природу. Но он может и должен перестать изменять ее необдуманно и безответственно.       2.Цель экскурсии  заключается в изучении антропогенного влияния (автомобильного транспорта, загрязнение бытовым мусором) на санитарное состояние деревьев и кустарников природного сообщества, расположенного вблизи МКОУ «Красномыльская сош».Антропогенное воздействие – это воздействие на окружающую среду человека, под влиянием или при его участии. Изменения биосферы в результате человеческой деятельности стали стремительными. Человек выступает в качестве могучей геологической силы, преобразующей лик Земли, на что в своих ранних работах указывал В.И. Вернадский. Но в то же время за последние 50 лет исчезли многие виды растений и животных, резко увеличилось число новорожденных детей с патологическими отклонениями. Ежегодно загрязнение окружающей среды наносит ущерб нашей стране в миллиардах рублей. Один из главных загрязнителей атмосферного воздуха.Загрязнение воздушного бассейна оказывает губительное действие на здоровье людей, животный и растительный мир.Растения – это особое царство природы, не зря их называют « зелёными лёгкими» планеты. Растения – это ещё и биоиндикаторы, т.е. организмы, которые реагируют на загрязнение окружающей среды изменением видимых признаков, что позволяет прогнозировать ситуацию с загрязнением на основе измерения этих изменений.     3.  Школьникам ответить на вопросы и записать в тетрадь: Тема урока. - Как называется это природное сообщество? Это сообщество естественное или искусственное? Какие экологические факторы оказывают на него влияние? В чем они проявляются?      4.Вспомним территорию школьного участка.
В ходе работы определяем и записываем:1)Видовой состав деревьев, произрастающих на данном участке.2)Обследовано санитарное состояние деревьев и выявлены виды поврежденийo   растрескавшаяся, поврежденная кора;
o   засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;
o   искривленный ствол;
o   формирование и наличие дупел;
o   вышедшие на поверхность корни;
o   спящие почки – «шишки». В норме спящие почки просыпаются только после отмирания основных ветвей.  Ранний  рост почек связан с неблагополучной  экологической обстановкой.
o   антропогенное воздействие: вырезки, проволока в коре дерева, гвозди, краска.
3)Оценено жизненное состояние деревьев. Оценка состояния растений проводилась визуальным методом по наличию основных повреждений и общего состояния.
4)Сделаны выводы и разработаны рекомендации по сохранению этих деревьев.  Растения выполняют следующие важные функции: создают микроклимат, ионизируют воздух, создают противошумовой эффект, выделяют фитонциды, фильтруют воздух, оказывают эстетическое и познавательное воздействие.  Среди предметов загрязнения преобладают пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумажная тара.     5.Предложить наиболее безопасные способы утилизации отходов ? (записать в тетрадь)

     6.Д/задание. Работу оформить в тетрадь письменно. Учебник с.198-199 прочитать.



Урок 13.04.2020


Тема: «Растительные сообщества».

1.     Закрепление. Продолжаем работу с растительными сообществами. В природе растения растут совместно, причем не случайным образом. Каждый вид растений, приспособлен,  расти только с определенными другими растениями. Совместно произрастающие растения формируют растительное сообщество, или  фитоценоз. Примеры растительных сообществ: конкретные луг, лес, болото. При этом, например, березовый лес — это один тип сообщества, а еловый — другой.
Растительное сообщество — это совокупность растений, произрастающих на одном участке земной поверхности, приспособленные к совместной жизни и влияющие друг на друга и окружающую среду.
 Существуют светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые травянистые растения. Так ландыш, папоротники растут в лесу, так как им не нужно много света. А вот васильки, ромашки, подорожники, тимофеевка встречаются только на лугу, так как для жизни им требуется большое количество солнечного света. Таким образом, растения, которые встречаются на лугах, обычно не встречаются в лесах. Для болот характерны камыши, тростники, мхи, хвощи и др.
  2.Взаимосвязи в растительном сообществе. В растительном сообществе растения взаимно влияют друг на друга. При этом все они приспособлены к конкретным условиям среды (влажности, особенностям почвы, ветрам), характерным для данной однородной территории. Так в сосновом лесу во влажной местности будут расти мхи, а в сухой — лишайники и редкие светолюбивые травы. Сосновые леса могут расти на бедных перегноем песчаных почвах. Поэтому в таких лесах видовой состав не так разнообразен. Другое дело - дубовые леса. Они вырастают на почвах богатых перегноем и минеральными веществами. Поэтому в дубовых лесах, кроме самих дубов, много другой растительности (клен, липа, орешник, жимолость, бересклет и др.). Почва здесь покрыта травой, а не сухими ветками и хвоей, как в сосновом лесу. От количества света, влаги, тепла и других условий неживой природы зависит видовое разнообразие растительного сообщества. Наибольшее видовое разнообразие наблюдается в тропических лесах, наименьшее — в пустынях и тундрах. В большинстве растительных сообществ можно выделить преобладающие и сопутствующие виды растений. Так в березовом лесу преобладающим видом будет береза, хотя кроме нее в лесу растет множество других видов. Однако они характерны именно для березового леса.
  3.Взаимосвязь растений в сообществах возможна благодаря их разным особенностям и потребностям. Таким образом, разные виды в одном сообществе почти не конкурируют между собой. Например, в еловом лесу могут встречаться березы. Ели теневыносливы, а березы светолюбивы и занимают верхний ярус, поэтому почти не конкурируют с елями за свет.В растительных сообществах выделяют ярусы. Наибольшее количество ярусов наблюдается в лесу. Первый и второй — это кроны разных по высоте и теневыносливости деревьев. Третий — кустарники, четвертый — травы, пятый — мхи, грибы, лишайники.      У одних корни находятся близ поверхности, у других — глубже.В процессе эволюции у растений выработались различные приспособления к совместной жизни. В лесу деревья цветут раньше распускания листьев. В таком случае листва не мешает пыльце с помощью ветра достигать пестиков. Травы в лесу опыляются насекомыми, так как под деревьями почти нет ветра. Их цветки обычно светлые, хорошо заметные для опылителей. На лугах одни травы могут использовать в качестве опоры другие. Например, бобовые растения цепляются усиками на стебли злаков. Со своей стороны бобовые обогащают почву азотом, что создает благоприятные условия для роста других растений.Не менее тесные взаимосвязи в сообществах выработались у растений с животными, грибами и микроорганизмами.  В природе нередко происходит смена растительных сообществ (учебник с.195 рис.144), когда на месте одного сообщества появляется другое. Это может происходить медленно или резко. Так, после пожара растительное сообщество погибает. На его месте сначала появятся редкие травы, потом ветер занесет семена деревьев и появится поросль. В дальнейшем через много лет может произойти восстановление прежнего сообщества или будет иное.Примеры естественной смены сообществ — это смена березового леса на еловый или смена какого-либо леса на болото при заболачивании почв. В первом случае в березовом лесу появляются маленькие ели. Они теневыносливы и хорошо растут под березами. Но как только они подрастают, то не дают расти молодым березам, так как затеняют их. Когда старые березы погибнут, останутся только ели.  4.Вывод. Разрушительное влияние на растительные сообщества оказывает человек. Достаточно уничтожить некоторые виды растений или животных и это может привести к разрушению всего фитоценоза. Поэтому важна не только охрана редких растений, но и охрана целых природных сообществ.
  5. Д/задание с. 197 вопросы 5,6,7 письменно.
Ответы фотографируйте и присылайте в ВК https://vk.com/id591352017  или на электронную почту natalyabersenewa45@gmail.com



Урок 07.04.2020


Тема: Растительные сообщества.

Цель: Познакомить учащихся с понятием и видами растительных сообществ. Уметь делать сравнительный анализ растительных сообществ. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Растительные сообщества и их типы

1. Растительные сообщества. Растения разных видов и жизненных форм, произрастающие на общей территории, образуют растительное сообщество. Таким образом, растительное сообщество – это группа взаимосвязанных между собой растений разных видов, продолжительное время произрастающих на участке местности с однородными условиями существования. Каждое растительное сообщество характеризуется определенным видовым составом. Существуют растительные сообщества с незначительным (пустыни, тундра с.189 учебника) и богатым (тропические леса) видовым разнообразием.

 2. Каждое растительное сообщество имеет определенную пространственную структуру. Ярусность хорошо выражена в лесном сообществе.

1).Дубы, липы, березы.

2).Черемуха, рябина.

3).Кустарники.

4).Папоротники, травы.
5).Лишайники, мхи, грибы.
     3.  В растительных сообществах постоянно происходят различные изменения. Сезонные изменения связаны с чередованием времен года. Так, осенью отмирают травянистые растения или только их надземные части, древесные растения сбрасывают листву. Весной из семян или подземных частей растений отрастают надземные, распускаются листья, цветки. В растительных сообществах происходят и многолетние изменения, направленные в определенную сторону. Они могут быть вызваны изменениями климатических условий, хозяйственной деятельностью человека, процессами, происходящими в самих сообществах. Некоторые сообщества остаются неизменными на протяжении многих лет, тогда как другие могут быстро изменяться.
Растительное сообщество одного типа часто заменяется другим. Например, в результате зарастания озера возникает болото, а на месте березового леса – ельник. Смотреть учебник с.195, рис.144.
Основные типы растительных сообществ. Вы знаете такие основные типы растительных сообществ, как лес, луг, степь, болото и другие. Каждое из них имеет определенный видовой состав. Распределение растительных сообществ по земному шару определяется условиями окружающей среды (температура, освещенность, влажность, тип почвы). В каждой из природных зон (тундра, тайга, степь, пустыня) преобладают те жизненные формы растений, которые наилучшим образом приспособлены к конкретным условиям произрастания.
Леса – сообщества, в которых преобладают древесные растения. В них выделяют такие основные ярусы: деревья, кустарники, травы, лишайники и мхи.Различают широколиственные, хвойные и смешанные леса.
Луга – сообщества, в которых преобладают многолетние травянистые растения. Луга могут быть естественными и созданными искусственно человеком для выпаса животных (пастбища) и проведения сенокосов. В долинах рек расположены заливные луга, затапливаемые во время половодья.
Степи. В степях, как и на лугах, преобладают травянистые растения, способные переживать длительные засушливые периоды. Тут преобладают многолетние представители семейства Злаки (ковыль, типчак) и Лилейные (тюльпаны и др.). Многие степные растения цветут и образуют семена за короткий влажный весенний период. Летом надземная часть степных растений постепенно отмирает, а видоизмененные подземные побеги сохраняются в почве до следующей весны.
Болота – это переувлажненные территории.  Болота образуются различными путями: или вследствие зарастания водоемов (озера или пруда), или в результате чрезмерного увлажнения участка суши.
Болота играют чрезвычайно важную роль в поддержании экологического равновесия в природе. Там обитает много редких видов растений и животных. Из болот часто берут начало рек.
Растительность земного шара характеризуется зональностью, то есть в тех или иных почвенных и климатических условиях (природных зонах) существуют и определенные типы растительности.
Д /з письменно в тетради. Записать примеры растительных сообществ, встречающих в нашей местности.
 На эл.почту natalyabersenewa45@gmail.com или в ВК Николаевой МА с пометкой - биология



Урок 17.03.2020

  1. Изучить п.30 учебника
  2. Ответить письменно на вопросы на стр.185

Комментариев нет:

Отправить комментарий