Литература

Урок 22.05.2020

Тема: Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

- Здравствуйте. Запишите число, классная работа и тему урока.
Просмотрите видео урок


По возможности выполните предложенные задания в уроке.
 Предлагаю вам просмотреть данный сериал на каникулах  или прочитать книги.



Желаю вам приятно и с пользой провести время летом



Урок 21.05.2020

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса
- Внимательно читайте задания. Проверьте.
1.  Фольклор – это:
1.     Устное народное творчество
2.     Художественная литература
3.     Жанр  литературы
4.     Жанр устного народного творчества.

2.    Пословица – это:
1. краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;
2. краткий иносказательный рассказ поучительного характера;
3. выражение насмешки.

3.      Какой из этих размеров стиха является двусложным:
1. дактиль    2.  ямб              3.  анапест

4.   Произведение  А.С. Пушкина «Дубровский»:
1.     Это повесть
2.     Это рассказ
3.     Это роман
4.     Это новелла.
   
5.   Тема рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»:
1. встреча одноклассников
2. неравноправие людей
3. приспособленчество

6. Назовите стихотворение М.Ю. Лермонтова:
1.     «Зимнее утро»
2.     «Узник»
3.     «И.И.Пущину»
4.     «Три пальмы»

7. Какую работу выполнял Левша из произведения Н.С. Лескова «Левша»:
1.      выковывал подковы для блохи
2.      гравировал имя мастера
3.       выковывал гвоздики

8. В произведении Н.В.Гоголя  «Ночь перед Рождеством» в  ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:
            1. пошалить;
            2.  отомстить кузнецу;
            3. поиздеваться над селянами.

9. Укажите жанр произведения  В.А. Жуковского «Кубок»
            1. поэма
            2. баллада
            3. басня

10. Кто автор «Илиады»:
          1.      Гомер
          2.       Софокл
          3.        Еврипид
          4.       Аристофан

11.  Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:
1.     Н.А. Некрасов
2.     А.А. Фет
3.     Ф.И. Тютчев
4.     А.С. Пушкин

12.  Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:
1.     М.М. Пришвин
2.     А.П. Платонов
3.     В.Г. Распутин
4.     В.П. Астафьев

13. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
          1.  П. Мериме                          а) « Железная дорога»
          2.  В.Г. Распутин                   б) «Уроки французского»
          3.  А.С. Пушкин                     в) «Барышня-крестьянка»
          4.   Н.А.Некрасов                     г) «Маттео Фальконе»
  
14.   Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
          1.        «Уроки французского»
          2.        «Кладовая солнца»
          3.       «Тринадцатый подвиг Геракла»
          4.        «Срезал»

15. Выберите определение, соответствующее понятию  «Аллегория»:
1)  построение художественного произведения;
2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

16. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.
1) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»
2) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»

17. Какой художественный приём использует автор:
         Неохотно и несмело
         Солнце СМОТРИТ на поля…..(Ф.И.Тютчев)

18. Какой художественный приём использует автор:
        Лёд неокрепший на речке студёной
        Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)

Жду ваши работы в контакте

Урок 15.05.2020

Тема: Ф. Шиллер. Баллада "Перчатка"

- Здравствуйте. Запишите число, классная работа и тему урока.

- Пройдите по ссылке.
Сделайте записи в тетради.
- Прочитайте в учебнике балладу «Перчатка» с. 222 в переводе М. Лермонтова.
- Что сильнее всего представилось, вам в воображении, пока читали балладу?

- Прочитайте «Перчатку» в переводе В. Жукова, с. 224.
- Что в этом переводе больше всего вам запомнилось?

- Какой из переводов легче читается?
- В каком из них ярче раскрыты характеры героев?
- Чего хотела красавица?
- Почему так оскорблен ею рыцарь?
 - Что хотел сказать Шиллер своим произведением?

Сделайте вывод по уроку.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из перевода баллады. Постарайтесь при чтении передать особенности ритма перевода.

Жду ваши работы в контакте

Урок 14.05.2020

Тема: Даниэль Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕРОЯ


Прочитайте главу 2.
- Какие чувства испытывал Робинзон в своих первых морских путешествиях?
-Перечитайте последний абзац главы 2. Какие нравственные уроки может извлечь из них современный читатель? (Запишите в тетради)

Прочитайте главу 3.
- Как Робинзон оказался в плену и как спасся из плена?
- Почему именно в этот момент он вспомнил слова своего отца, «...что рано или поздно со мной случится беда и никто не придет мне на помощь»?

Прочитайте главы 4—5.
- Перескажите кратко, как Робинзон общался с дикарями и попал в Бразилию.
- Как он оказался на необитаемом острове?

Подведем итог урока:
- Кто автор романа?
- Какова история написания романа?
- Кто главный герой?

Домашнее задание: Подготовить пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?».  Нарисовать свои иллюстрации к роману.
Жду ваши работы в контакте.

Урок 11.05.2020

Тема: Гомеровский эпос.

- Здравствуйте. Запишите число, классная работа и тему урока.

Гомер – легендарный древнегреческий поэт, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Считается, что половина найденных древнегреческих папирусов – отрывки из произведений Гомера. Хотя некоторые исследователи считают, что они принадлежат перу разных авторов.


Прочитайте отрывок из песни восемнадцатой «Илиады».
- В тексте поэмы Гефест, создающий щит для Ахиллеса, называется художником. Согласны ли вы с таким определением мастера?
- Как представления древних греков о Вселенной отражены на щите Ахиллеса?

Прочитайте «Одиссею».
- Каким предстает Одиссей в этом произведении? Какие его качества особенно подчеркиваются?
- Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга?
-  Каково отношение автора к своему герою?
- Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея?

Выполните тест:

- Мы познакомились с произведениями Гомера.
- Какой вывод вы можете сделать по теме урока?
- Что вам больше понравилось на уроке?

Молодцы. Жду ваши работы в контакте.

Урок 08.05.2020

Тема: Геродот. «Легенда об Арионе»
- Здравствуйте. Запишите число, классная работа и тему урока.


Просмотрите   

– Что такое легенда?    Запишите  определения в тетради  со с. 185.                                            Прочитаем легенду в учебнике.                                                                                                               
Вам встретились незнакомые  слова: 
тиран – в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии – единоличный правитель;                                                                                                                        кифаред – тот, кто играет на кифаре (музыкальный инструмент, родственник лиры);        дифирамб – преувеличенно восторженная похвала.
Скажите:
1. Какие герои легенды производят впечатление реально существовавших людей?
2. Почему это произведение называется легендой?
3. В чем поучительный смысл легенды?
Запишите в тетради. Какая основная мысль легенды об Арионе?
- Молодцы. Жду ваши работы в контакте



Урок 07.05.2020

Тема: Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

- Здравствуйте, ребята! Как дела у вас?  Запишите число и классная работа.

- Ребята, мы часто говорим, что тот или иной человек – герой.
- Кто такой герой? Что делает человека героем?
- Каким вы его себе представляете?


В словаре Ожегова:
Герой - 1.Человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости,
доблести, самоотверженности.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.

- Но есть еще одно значение слова "герой", которое было распространено в Древней Греции:
"Герой - это сын или потомок божества и смертного человека".
Запишите  определения понятия «герой» в тетрадь.

- Ребята, со словом «герой» граничит слово «подвиг». А что такое подвиг?
Давайте запишем значение этого слова

Подвиг. - 1.  Действие, совершенное в трудных, опасных условиях 
2. Самоотверженный, героический поступок 

- А как вы думаете, почему я начала урок со значения слов подвиг и герой?
Так какой же будет тема сегодняшнего урока? Давайте вместе ее сформулируем.
- Тема нашего урока «Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла».

- Много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. А еще их называли эллинами, а их страну - Элладой.
От древних греков остались нам их предания, их древние сказания - мифы.
Давайте вспомним определение мифа.
МИФ (от греч. mytos — сказание) — древнее народное сказание о богах или героях (истор. лит.). (запишите в тетради)
В мифах нашли отражения представления греков об устройстве мира, их попытки объяснить все происходящее в природе и в человеческом обществе. По отдельным мифам мы можем воссоздать картину мира, как ее себе представляли древние греки.
Греки представляли себе богов в виде идеальных существ, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку: радость, гнев, печаль, зависть, ненависть.

- А где жили Боги?
- Кто был главным богом на Олимпе?

Рождение героя
Геракл был сыном Зевса и смертной женщины Алкмены, жены Амфитриона. Перед рождением Геракла Зевс объявил на собрании богов, что тот, кто первый родится в Персеєвому роде, будет обладателем потомков Персея и всех земных народов. Ревнивая Гера ускорила рождение Персеевого внука Еврисфея и задержала роды Алкмены. Когда, наконец, родились близнецы Геракл и Ификл, Гера послала к колыбели малышей двух огромных змеев, чтобы они уничтожили Геракла, однако будущий герой задушил их.  Геракл должен был всю жизнь подчиняться Эврисфею, но Зевспомог своему сыну.  Он заключил с Герой нерушимый договор, что его сын не всю жизнь будет находиться под властью Эврисфея. Лишь 12 великих подвигов совершит он по поручению Эврисфея, а после не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие. Громовержец знал, что много великих опасностей придётся преодолеть его сыну, поэтому он повелел своей любимой дочери Афине–Палладе помогать сыну Алкмены. Часто приходилось потом печалиться Зевсу, когда он видел, как его сын несёт великие труды на службе у Эврисфея, но не мог он нарушить данную Гере клятву. В один день с рождением Эврисфея и у Алкмены родились близнецы: старший – сын Зевса, названный при рождении Алкидом, и младший – сын Амфитриона, названный Ификлом. Алкид и был величайшим сыном Греции. Он назван был позже прорицательницей пифией Гераклом. Под этим именем прославился он, получил бессмертие и был принят в число светлых богов Олимпа.

- Кто были родители Геракла? 

Давайте с вами вернемся к определению понятия «герой».
- Можно ли назвать Геракла героем с точки зрения всех значений? 

Получается, что Гераклу подходят все три определения значения слова "герой": он сын Зевса и земной женщины Алкмены; он главное действующее лицо одного из самых популярных циклов мифов: он необычен по своей храбрости, доблести - он совершает двенадцать подвигов, вступая в борьбу с чудовищами и побеждая их.


Итак, миф «Золотые яблоки Гесперид». Прочитайте миф. 
Составьте в тетради план мифа
– О ком идет речь в мифе?
– Кто такой Атлант?
– Кто такие Геспериды?
– Зачем Гераклу понадобилось отправиться в сад Гесперид?
 Найдите в тексте мифа описание сада Гесперид. Прочитайте, как выглядел этот сад.
– Для чего Эврисфею понадобились яблоки?
– Как вы думаете, какой пункт плана будет первым?
– А теперь прочитайте вслух первую часть текста.
– Как герой снарядился в поход?
– Что же увидел Геракл, когда дошел до сада?
– С каких слов началось знакомство героев? Зачитайте их.
       
        Все вы прекрасно знаете, что держать небо на плечах невозможно. Древние греки и другие народы верили, что небо – это твердый купол, который поддерживает на своих плечах титан Атлант. Они также считали Землю плоской, как блюдо, которое стояло на слонах, китах и огромной черепахе. Древние греки думали, что, если титан не будет поддерживать небо, оно упадет и уничтожит все живое на земле.

– Скажите, как называется второй пункт нашего плана.
– Выразительно прочитайте вторую часть текста.
– Согласился ли Атлант выполнить просьбу Геракла?
– Что попросил Атлант у героя?
 Найдите в тексте описание того, как чувствовал себя Геракл с огромной ношей на плечах.
– Как Атлант решил обмануть героя?

– Укажите третий пункт плана.
Прочитайте текст.
– Хотел ли Геракл согласиться на предложение титана?
– Кто помог ему обмануть Атланта?
– Как герой перехитрил титана?
– Что произошло потом?
– Как вы думаете, почему Атлант хотел обмануть героя?

– С какой стороны показал себя Геракл?
– Найдите название для этой части мифа.
– Предложите свои названия для этого пункта. Выразительно прочитайте четвертую часть текста.

– Теперь уже ясно, что пятый пункт нашего плана называется «Что стало с яблоками».
– Взял ли Эврисфей яблоки Гесперид? Почему?
– Что потом случилось с яблоками?
– Был ли поход за яблоками последним подвигом Геракла?

Ребята, когда вы читали мифы, вам встретилось много фразеологизмов, которые мы  используем в своей речи. Перед вами карточки с заданием. Вы должны зачитать фразеологизм и объяснить его значение и происхождение. Записав в тетрадь:
Рог изобилия. Яблоко раздора. Ахиллесова пята. Троянский конь. Гордиев  узел. Прокрустово ложе. Сизифов труд. Восстать, как Феникс из пепла. Ящик Пандоры.


- Итак. Какие качества Геракла сделали его величайшим из героев греческой мифологии?

- Все эти качества делают Геракла положительным героем, персонажем, выражающим нравственные ценности автора (народа). Значит, мы можем судить о том, какие нравственные качества ценились древними людьми, какими были их представления о добре и зле, о справедливости.
- Каковы взаимоотношения богов и людей?

Подведем итог урока:  (Запишите в тетради)
Греческая мифология разворачивает перед нами великолепную картину проявления прекрасных человеческих достоинств, благородства и мужества. Ради долга, чести и любви человек тех далеких времен шел на смерть и вступал в борьбу с богами. Герои греческой мифологии - люди земные, из плоти и крови, их подвиги рождали в людях веру в человека и в лучшее будущее. Это была мифология, верящая в человека, любящая его и прославляющая. И с тех пор век за веком композиторы и поэты, художники и артисты, все люди черпают вдохновение и силы в этом неповторимом роднике живой воды.

Молодцы!

Урок 30.04.2020

Тема: МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА

- Здравствуйте, запишите число, классная работа и тему урока.
Сегодня мы поговорим про:
- Миф
- Мифологема
- Назовите мифологии, которые вам известны

Мифы – это огромная сокровищница художественных образов, прекрасных произведений искусства. Они помогут вам понять многие произведения мировой живописи, музыки, поэзии.
  А что такое миф? С греческого это слово переводится как «предание, сказание». Появились мифы задолго до возникновения письменности; складывались они не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире.
  У разных народов была своя мифология. Но представления древних о мире были сходны, поэтому, читая мифы Древней Греции, мифы древних славян, североамериканских индейцев или скандинавские мифы, мы обнаружим в них много общего: рождение мира из стихий, властителями которых были титаны (великаны), затем появляются боги, победившие титанов. Они покровительствуют одним, препятствуют другим, определяют их судьбу.

  Геракл (Геркулес, древнегреческое Ἡρακλῆς, латинское Herculēs) — величайший герой древнегреческой мифологии, сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Наделенный необычайной силой, он совершил множество подвигов; наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах Геракла; кроме того, Геракл освободил Прометея, победил Антея, сражался с кентаврами. Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился вИталии, где он почитался под именем Геркулеса. В северном полушарии неба расположено созвездие Геркулес.
    Рождение  Геракла и его детство. Зевс принял облик мужа и двоюродного брата Алкмены, фиванского царя Амфитриона из Трезен, чтобы зачать Геракла. Зевс остановил солнце, и их ночь длилась трое суток. В ночь, когда Геракл должен был родиться, Гера заставила Зевса поклясться, что тот из рода Персея, кто родится сегодня, будет верховным царем. Зевс говорит богам, что следующий младенец, который относится к роду Персея, будет владыкой Пелопонесса. Гера, женаЗевса, догадывается, что муж ее обманул. Она задерживает рождение Геракла у его матери и ускоряет рождение недоношенного Еврисфея, сына Сфенела (двоюродный дед Геракла) и Никиппы, также персеид. Нарушить клятву Зевс не может, и власть получает Еврисфей. Так Геракл долгие годы находится на службе у своего трусливого родственника.
Согласно римскому поэту Овидию, день рождения Геракла праздновался в день зимнего солнцеворота, как и дни рождения других календарных богов. Как говорил Феокрит, Гераклу было десять месяцев, когда солнце покидало двенадцатое созвездие Зодиака, то значит — Алкмена родила его в день весеннего равноденствия, когда италийцы, вавилоняне и другие народы праздновали Новый год. Тогда понятно, почему про Зевса сказано, что он осветил чертог, где происходили роды.
  При рождении Геракла назвали Алкид (Ἀλκείδης) — «потомок Алкея» (отец Амфитриона, сын Персея), Алкей - дед Геракла. Другой его дед - Электрион, отец Алкмены, сын Персея, царь Микен, муж Анаксо; был случайно убит Амфитрионом. Алкид до перемены имени был известен как Палемон.

  Когда Геракл был младенцем, к его колыбели ревнивая Гера подослала двух змей. Она захотела умертвить Геракла. Брат будущего героя, сын Алкмены и Амфитриона, увидавши змей, завизжал, и Геракл схватил и задушил змею голыми руками (вариант: безвредных змей подослал Амфитрион, чтобы разобраться, кто из близнецов полубог).
Миф о Геракле-младенце впервые встречается у Пиндара. Согласно Пиндару, герой был невысокого роста. Либо рост Геракла был 7 футов (2,06 м).
Он изображался: ребенком, душащим змей; юношей, отдыхающим после подвига или совершающим подвиг; могучим бородатым мужчиной, вооруженным палицей из дуба/ясеня/оливы) и одетым в шкуру убитого им Немейского льва.

Юность. В детстве Геракл был дафнофором (носящим лавр) и принес в дар Аполлону Исмению треножник.
Амфитрион пригласил для сыновей лучших учителей: Кастор (меч), Автолик (борьба), Эврит (лук).
 Геракл - гонимый герой, он случайно убил лирой Лина, брата Орфея; поэтому вынужден удалиться в лесистый Киферон.
  Гераклу явились две нимфы: Порочность и Добродетель, они предложили ему выбор между легкой дорогой наслаждений и тернистым путем трудов и подвигов. Добродетель убедила Геракла пойти по своему пути следующимисловами: «Из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы: хочешь, чтобы боги были к тебе милостивы, надо чтить богов; хочешь быть любимым друзьями, надо делать добро друзьям; желаешь пользоваться почётом в каком-нибудь городе, надо приносить пользу городу, хочешь возбуждать восторг всей Эллады своими достоинствами, надо стараться делать добро Элладе. Друзьям моим приятно и без хлопот бывает вкушение пищи и питья, потому что они ждут, чтобы у них появилась потребность в этом. Сон у них слаще, чем у праздных; им не бывает тяжело оставлять его, и из-за него они не пренебрегают своими обязанностями.
(слайд 3) 12 подвигов Геракла. Каноническую схему из 12 подвигов (ἔργα «деяния» или πόνοι «труды», «тяготы») впервые установил Писандр Родосский в поэме «Геракла». Порядок подвигов не у всех авторов одинаков. Всего Пифия приказала Гераклу совершить 10 подвигов, но 2 из них Еврисфей не засчитал. Пришлось выполнить еще два и получилось 12. За 8 лет и один месяц он совершил первые 10 подвигов, за 12 лет — все.

1. Удушение Немейского льва(слайд 4)
2. Убийство Лернейской гидры.(слайд 5)
3. Истребление Стимфалийских птиц(слайд 6)
4. Поимка Керинейской лани(слайд 7)
5. Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами(слайд 8)
6. Очистка авгиевых конюшен.(слайд 9)
7. Укрощение критского быка(слайд 10)
8. Похищение коней Диомеда, победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)(слайд 11)
9. Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок(слайд 12)
 10. Похищение коров трёхголового великана Гериона(слайд 13)
11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид(слайд 14)
12. Укрощение стража Аида — пса Цербера(слайд 15)

1 подвиг. Геракл получил приказ от Еврисфея, он должен добыть шкуру льва, который живет возле города Немей. Никаким оружием нельзя ранить этого льва.
  Геракл пытается поразить стрелами льва, но безуспешно. Тогда герой решает загнать льва в его логово и оглушает ударом дубины и душит руками. Когтями этого же убитого льва он снимает шкуру. Геракл надевает на себя шкуру немейского льва, и он становится неуязвим.
Немейский лев — в древнегреческой мифологии сын Тифона и Ехидны, лев чудовищной величины с невероятно твёрдой шкурой, отчего её не брало ни одно оружие. Либо рожден Ехидной и Орфом, вскормлен Герой, царствовал в области Апесанта, Немеи и Трета; либо выкормлен Селеной, либо порождение Селены. По Геродору и Анаксагору, упал с луны.

2 подвиг. Еврисфей заставляет Геракла убить ужасную гидру — девятиглавую змею. Она истребляет скот и дыханием убивает любого, кто пытается приблизиться к болоту, которое расположено рядом с городом Лерны.
У змеи герой отсекает несколько голов, но на каждом месте отсеченных голов вырастает две новых. Тогда Геракл зовет на помощь племянника Иолая, который прижигает огнем раны змеи, и головы больше не вырастают. Герой отсекает главную голову, которая обладает бессмертием, разрубает тело гидры, а острия стрел смазывает смертоносной желчью. Узнавши, что Гераклу помогал Иолай, Еврисфей не засчитывает этот подвиг Гераклу.
Лернейская гидра (древнегреческое Ὕδρα, «водяная») — в древнегреческой мифологии дочь Тифона и Ехидны, змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах.

3 подвиг Геракла — на Стимфалийском болоте истребить Стимфалийских птиц-людоедов, у которых были железные перья, клюв и когти.
Стимфалийские птицы — в древнегреческой мифологии хищные птицы, жившие возле аркадского города Стимфала. Они были вскормлены Аресом и имели медные клювы, крылья и когти. Они нападали на людей и на животных. Самым грозным их оружием были перья, которые птицы сыпали на землю как стрелы. Они пожирали урожай в округе, либо также поедали людей. Согласно Павсанию, Стимфалидами называли птиц, водящихся в Аравии. В Стимфале был храм Артемиды Стимфалийской со статуями девушек с птичьими ногами.

4 подвиг — поимка живой Керинейской лани и доставка её в Микены. Это было трудное задание, поскольку догнать лань, не знающую усталости, никто не мог.
Керинейская лань — в древнегреческой мифологии чудесная, не знающая усталости лань Артемиды с золотыми рогами и медными ногами, обитавшая в Ойное. Ее посвятила Артемиде Таигета. Существо было послано Артемидой в Аркадию как наказание людям: лань опустошала поля. Согласно Каллимаху, ланей было пять, ростом больше быка, с золотыми рогами, они паслись у Анавра, четырех настигла Артемида и запрягла в свою колесницу, но одна по воле Геры убежала.

5 подвиг — укрощение Эриманфского вепря, топчущего урожай и битва Кентаврами. Во время этого подвига Геракл случайно ранил стрелой, отравленной в яде лернейской гидры, кентавра Хирона, своего учителя. Кентавр умер в муках. (О Геракле и кентаврах говорилось в комедияхЭпихарма, Тимокла, Линкея Самосского, Никохара, Офелиона, Феогнета).
Эриманфский вепрь — в древнегреческой мифологии огромный кабан, живший на горе Эриманфе и опустошавший окрестности города Псофиды в Аркадии на горе Лампея.
Кентавры — в греческой мифологии лесные или горные демоны, полулюди, полукони, пристрастные к вину спутники Диониса.

6 подвиг заключается в том, что Геракл должен очистить конюшни Авгия от большого количества зловонного навоза.
Герой предложил, чтоб ему отдали десятую часть табуна, и он очистит конюшни за один день. Царь согласился. Тогда Геракл благодаря своей силе отвёл в новое русло воды двух рек. И реки начали течь через скотный двор, промывая его полностью. Очистивши скотный двор, Авгий не захотел отдавать скот Гераклу. Тогда Геракл решил убить царя. И Еврисфей не засчитал Гераклу и этот подвиг из-за того что Геракл потребовал плату.
Авгий (Авгей, Авгеас, древне-греческое Αὐγέᾱς, Αὐγείᾱς «блистающий») — в древнегреческой мифологии царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса и Гирмины, обладал многочисленными стадами, для которых были выстроены на скотном дворе огромные конюшни (так называемые «Авгиевы конюшни», в которых на самом деле содержались прежде всего быки и козы). Упомянут в «Илиаде» в рассказе Нестора

7 подвиг — прекрасного быка бог Посейдон подарил критскому царю Миносу, для того чтоб Минос мог принести быка в жертву морскому богу. А Минос не хочет убивать быка. Тогда бог послал на быка бешенство. Бык опустошил остров и всех жителей города держал в страхе. Геракл, отправившись на остров Крит, борется с быком, но все-таки укротил его и, держа его на спине, переплыл море. Гераклу потребовалось несколько дней, чтобы укротить свирепого критского быка.
Критский бык (позднее Марафонский бык) — в древнегреческой мифологии бык критского царя Миноса. По Акусилаю и Еврипиду, этот бык перевёз Европу для Зевса (обычно считается, что Зевс сам стал быком).

8 подвиг. Прошли годы. Геракл совершил 8-й подвиг, заключающийся в захвате кобылиц, которых кормят человеческим мясом чужеземцев. Герой одержал победу над царем Диомедом, похитил его коней и принес их Еврисфею. Абдер, молодой человек, сын бога Гермеса; был съеден конями Диомеда.
Кони Диомеда — в древнегреческой мифологии кони Диомеда, царя бистонов, жившего во Фракии. Эти кони были невероятно прекрасными животными, и никакие путы не могли удержать их, поэтому животные были прикованы цепями в стойлах. Кормил же царь своих животных человеческим мясом.

В 9 подвиге Геракл сразился с воинственными амазонками. Он должен был выкрасть волшебный пояс бога Ареса, который находился у царицы амазонок Ипполиты.
Амазонки (древнегреческое ἀμαζόνες — этимология достоверно неизвестна) — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство.

10 подвиг — похищение коров трёхголового великана Гериона. По рассказу, когда Геракл отправился за коровами, у него была двуглавая собака и бронзовый горшок, он забрался на ствол ольхи и достиг Эрифии. В это время Геракл поставил по сторонамГибралтара Геркулесовы столпы.
Коровы Гериона — в древнегреческой мифологии коровы великана Гериона, имевшего три туловища, три головы и по шесть рук и ног. Герион приходился сыном Хрисаору и океаниде Каллирои. Пас свои стада Герион на острове за западным океаном.

11 подвиг. Совершая свой 11-й подвиг, Геракл должен украсть в садах Гесперид яблоки вечной молодости из золота, которые подарила мать-земля Гея Гере. Боясь гнева Геры, Еврисфей не взяла яблоки у Геракла, и Афина возвратила яблоки в сады обратно. Во время путешествия за яблоками Геракл угрожал Гелиосу луком и переправился через море в кубке Гелиоса (или в котле), затем угрожал луком Океану. Ранил стрелой Гелиоса.
Расстроенный Еврисфей понял, что ему не получится избавиться от Геракла.
Геспериды (древнегреческое Ἑσπερίδες) — в древнегреческой мифологии нимфы, дочери Геспера — Вечерней Звезды и Нюкты — Ночи (по другой версии — дочери Форкиса и Кето), охраняющие золотые яблоки.

12 подвиг для Геракла: он должен привести Цербера, трехглавого пса, который охраняет царство Аид, Еврисфею. В надежде, что Геракл не вернется из царства, но Геракл справляется и с этим подвигом. Для этого Гераклу приходится своими могучими руками придушить пса, а потом отпустить его в царство теней, чтоб тот охранял царство.

 Смерть Геракла
Геракл, корчившись от боли, пытался сорвать с себя все одежды, которые были пропитаны кровью Несса и сдирались вместе с кожей. Деянира поняла, что сама убила своего мужа, закончила жизнь самоубийством, бросившись на меч. Согласно Птолемею Гефестиону, дожив до 50 лет и обнаружив, что более не может натянуть свой лук, Геракл бросился в огонь, чтоб избавиться от мук. Большой костер согласился поджечь Филоктет (либо Геракл был сожжен на горе Эта сыновьями). Погребальный костер Геракла пыталась потушить река Дирас. Геракл погиб в огне и обрёл бессмертие.

Мы познакомились с подвигами Геракла.
Прочитайте шестой подвиг с. 178-180  «Скотный двор царя Авгия».
– Часто в речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Можете ли вы теперь сами объяснить смысл и происхождение выражения «авгиевы конюшни»? ответ запишите

– Когда и при каких обстоятельствах происходили Олимпийские игры, как они были учреждены?

 Прочитайте  двенадцатый  подвиг  Геракла  «Яблоко  Гесперид».
– Почему 12-й подвиг был самым трудным подвигом Геракла? ответ запишите
– Какие опасности пришлось преодолеть Гераклу, прежде чем он достиг края земли, где стоял великий титан Атлас?
– Что помогло Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас?

Подведите итог урока.
Домашнее задание: подробный пересказ  шестого подвига Геракла «Скотный двор царя Авгия».                                   
                                                        Жду ваши работы в контакте

Урок 27.04.2020

Тема: Родина в стихотворениях  К. Кулиева «Когда на меня навалилась беда…»
-Здравствуйте, ребята!!! Давайте начнём нашу работу на уроке. Запишите число, классная работа и тему урока.
— Знаете ли вы народ, который называется балкарцы? Где живет этот народ? В какой республике?
 (Самоназвание таулýла) — народ, проживающий в России на территории Кабардино-Балкарской Республики (столица — Нальчик). Всего в России насчитывается около 78 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке. Такие народы называются малыми. Балкарцы живут на одной земле с кабардинцами, которые говорят на кабардино-черкесском языке. Республика Кабардино-Балкария расположена на северных склонах Большого Кавказа. Самая высокая вершина — Эльбрус (5642 м). Территория была заселена нынешними кабардинцами и балкарцами в
XIIIXV веках. В 1557 году Кабарда вошла в Русское государство, в 1774 году присоединилась к России окончательно. В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, после того как советские войска с огромными потерями выгнали с территории республики фашистов, Сталин приказал ликвидировать автономию балкарцев. Целый народ был насильно выселен в среднеазиатскую республику Советского Союза — в Киргизию. После смерти Сталина, в 1957 году, автономия Кабардино-Балкарии была восстановлена, народ вернулся на свои родные земли, на крутые склоны Кавказских гор.
Прочитайте в учебнике биографию Кайсына Кулиева. Ответьте в тетрадях на данные вопросы.
Вопросы классу:                                                                                                                                                            - Где родился К.Кулиев?                                                                                                                                           -Как назывался первый сборник поэта?                                                                                                                - Какие темы избрал для творчества?
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний. Связь жизни народа с жизнью его языка, поэзии, обычаев в стихотворении.                                                                                                                                    Прочитайте стихотворение «Когда на меня навалилась беда…»
Ответы запишите                                                                                                                                                                        - Какую роль родной край сыграл в жизни героя?                                                                                               - Укажите на главный приём, раскрывающий идею произведения.                                                                              - Почему автор одушевляет природу родного края?
Прочитайте стихотворение «Каким бы малым ни был мой народ»
Ответы запишите                                                                                                                                                                        - Какую мысль автор хочет донести до читателя?                                                                                       -Приведите примеры из текста стихотворения.                                                                                                                            -Какие эпитеты использует поэт в своем произведении?  
     Наш урок подходит к концу. Что мы делали сегодня на уроке?                                                                                - Как бы вы оценили свою работу на уроке?                                                                         Интерактивный прием «Микрофон» Продолжите фразу:                                                                              «На уроке меня заинтересовало…»; «Очень важным для данной темы я считаю…».                                                                                                            
Домашнее задание: Выразительное чтение стихов. Прочитать подвиги Геракла.
Жду ваши фото и ГОЛОСОВЫЕ сообщения в контакте.

Урок 24.04.2020
Тема: Родина в стихотворениях Г. Тукая "Книга", «Родная деревня»

- Здравствуйте! Сегодня на уроке мы познакомимся с татарским народным поэтом.

- Прочитайте биографию в учебнике.  - Прочитайте стихотворение «Книга» * Каким вам видится лирический герой в трудные минуты жизни?*Может ли подобное произойти с нами?* Как вы справляетесь с проблемами? Кто вам помогал?*А как справляется с этим лирический герой? Куда он устремляет взгляд?* А почему к книге?* За что автор благодарит книгу? Прочитайте стихотворение «Родная деревня»
Выполните анализ стихотворения в тетради
 Подведем итоги урока- Что вы узнали интересного на уроке?- С кем вы познакомилось на уроке?- Чем наполнено творчество поэта?  Домашнее задание: Выразительное чтение одного стихотворения.
 Жду ваши работы в контакте.

Урок 23.04.2020

Тема урока: Человек и природа в «тихой» лирике Николая Рубцова.

- 1962 год. Жаркий летний день.
В редакцию журнала «Знамя» зашёл молодой человек. Лицо его было худое, на нём выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он в дешёвые сандалии. С первого взгляда видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.
- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством.
– Я стихи хочу вам показать (поэт Станислав Куняев). Взял стихи и начал читать:

Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…

- Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…
С каждой избою и тучей,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

- Я оторвал от рукописи лицо и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.
- Как вас зовут?
- Николай Михайлович Рубцов.
Так зажглась новая звезда на небосклоне русской поэзии.

- Откройте тетради, запишите дату и тему урока

- А с чем у вас ассоциируется слово «звезда?»

- Во второй половине 60-х годов как противостояние «громкой» поэзии» «шестидесятников» возникает «тихая лирика». Нового движения придерживались Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Тряпкин и другие. Они сосредоточили свое внимание на душевных состояниях человека, на нюансах переживаний, на поисках «истоков» «корней», традиций.

   Одна из ярких фигур «тихой лирики» — Николай Рубцов (1936—1971). За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника.
   Первый же сборник — «Звезда полей» (1967) явил читателю сложившегося поэта с самостоятельным, свежим голосом. Рубцов еще в войну потерял родителей, вырос сиротой, в детдоме.
   Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...».
   Попробуем проникнуться настроениями, переживаниями, размышлениями поэта.
Необычен и подчас неожидан этот мир, созданный самобытным поэтом. Тот самый мир, где мы живем, но далеко не всегда так пристально вглядываемся в него, мир, о котором не всегда задумываемся.
  В атмосфере рубцовской лирики свободно и вольно дышится. Она грустна по преимуществу, но грусть легка и возвышенна. Здесь господствует не тоска, с её утомительной удушливостью, а чувство, что приходит в минуты раздумий о большом, о главном, когда всё мелкое, суетное отступает, исчезает и остаются один на один человек и мир.
Около трех десятков песен на стихи Рубцова написал композитор А.Лобзов, который в стихах почувствовал «новую поэтическую стихию, выражающую духовные искания современного человека». «Сколько обнаружилось музыки, веры, надежды и света!». Поэт до сих пор потрясает «глубинным ощущением причастности к судьбам нашей Родины, мощью и искренностью чувства».
   Пошли в народ песни Николая Рубцова, пошли… И чем полнее открывается перед нами поэтический мир поэта, тем острее с годами становится чувство утраты. Замечательные песни напеваем мы: «Букет» А.Барыкина, «Облетели листья с тополей» В.Салтыкова, «Молитва», «В горнице» А.Морозова и многие другие
(прослушивание песни «В горнице» в исполнении А.Морозова)

Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей»
•          Понравилось вам стихотворение?
•          Какое настроение вызвало оно у вас?

  Это стихотворение Рубцов написал в 1964 году. Рубцов родился в Архангельской области, поэтому в стихотворении видим северные пейзажи.

Словарная работа
•          А какие слова вам незнакомы?
•          Кто знает значение этих слов?
•          Где можно найти лексическое значение незнакомых слов? (В “Толковом словаре”)

Прочитайте  выразительно  стихотворение.
Обратите внимание на знаки препинания, расставить логические ударения, выделить паузы.
Определите и запишите в тетради
Тема стихотворения:
Идея стихотворения:
  Николай Рубцов прожил короткую жизнь, не успев не только опубликовать, но даже записать все произведения, которые родились у него в голове. Но и то, что он оставил нам, со всей очевидностью позволяет утверждать: не забвению, а будущему принадлежит поэзия Рубцова, чем и объясняется значительный интерес читателей к личности поэта.

 Подведем  итоги  урока.  Запишите в тетради
Особенности поэзии Н. М.                                                   
1. Образ России раскрывается через образ малой родины.                                     
2. Тесная связь человека и природы.                                                                         
3. Лирика носит философский характер.                                                                    
4. Лирический герой находится в постоянном поиске некоего мига гармонии с миром, родиной, людьми, живущими и жившими на  земле.  
                                                                             
 Домашнее задание:
•          Чтение стихотворения Н.Рубцова выразительно, передавая чувства и мысли поэта.
•          Творческая часть нарисовать иллюстрации к любому отрывку из этого стихотворения.
Жду ваши работы в контакте (фото и ГОЛОСОВОЕ СООБЩЕНИЕ)

Урок 20.04.2020

Тема урока: Стихотворения о природе  С.А. Есенина.

- Ребята, что изображено на этих картинах?

- Давайте вспомним, какой поэт показал нам красоту русской природы на прошлом уроке?
- А сейчас скажите, какое у вас настроение. Почему?
- О чём стихи А.А. Блока? А. Ахматовой?
- А как вы думаете, только ли они восхваляли русскую природу?
- Верно. Кто это? Кто знает этого поэта?

- А теперь выясним, как относился Есенин к родной природе и в этом нам поможет
стихотворение «Мелколесье. Степь и дали».
- Ещё раз прочитайте название и предположите, о чём пойдет речь в этом стихотворении? 
Прочитайте в учебнике стихотворение.  Ответы запишите в тетради.
- Правы ли вы были?                                                                                                                                                
- Какую природу изображает поэт?                                                                                                                 
- Близко ли по духу вам это стихотворение?                                                                                                    
 - А чем близко?                                                                                                                                                  
- Что вас задело в этом стихотворении до глубины души? Какие слова?
Прочитав это стихотворение, определите, как автор относится к природе?                                              
- А как вы относитесь к родной природе?

Работаем  в тетради,                                                                                                                                         
- Какие средства художественной выразительности встретились?                                             метафора - … ,                                                                                                                                    
олицетворение – … ,                                                                                                                                                эпитет - …
- Ребята, зачем мы всё это делаем?                                                                                                                            
- А теперь сделаем вывод, какие средства выразительности помогли передать любовь к природе?                                                                                                                                                           - Как нам нужно прочитать это стихотворение?
Читаем выразительно.
- Ребята, представьте, как вы через 10-20 лет вернётесь на свою Родину повзрослевшими, может даже знаменитыми. Как вы думаете, какие чувства вас охватят?
- Почему?                                                                                                                                                           
- Как вы думаете, как будет выглядеть ваша Родина?                                                                                        
- Какие качества личности воспитывает Есенин данным стихотворением?                                     Верно. Любовь к родине, наслаждение каждым мгновением, проведённым вместе с родными местами
- Ребята, какое время года за окном?                                                                                                                                                 
Конечно, мы радуемся весне, но не надо забывать о том, что было вчера. Какое время года было?                                                                                                                                                                 
- Что было зимой?                                                                                                                                              
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Сергея Есенина «Пороша».                                
- А вы знаете, что такое пороша? Напишите определение в тетради.                                                - Как вы думаете, о чём это стихотворение?
Прочитайте стихотворение в учебнике.
-Какие картины вам представились?                                                                                                                
- Ребята, вам не кажется, что природа в этом стихотворении живая? Почему?                                                       - Как относится Есенин к природе в этом стихотворении?                                                                              
- Что делает стихотворение ярким,  красивым, необычным?
Каких выразительных  средств в этом стихотворении больше, чем других? Почему?                            
- А что природу делает живой?                                                                                                                                         
- Верно, схожесть с человеком.
- Чему учит, какие качества воспитывает Есенин этим стихотворением?
- Ребята, а давайте сейчас на мгновение превратимся в Сергея Есенина. Какова тема нашего урока? Посмотрите за окно. Какое сегодня небо? Придумываем эпитеты. Ответы запишите в тетради.
- Молодцы! Итак, вернёмся к нашим целям.
- Как относился Есенин к родной природе?                                                                                                           
-Какие средства художественной выразительности использовал поэт, чтобы показать красоту родной природы?                                                                                                                      
- Какие качества личности воспитывают стихи Есенина?                                                                                              - Научились ли мы выразительно читать стихи?
- Молодцы!
Домашнее задание: Выучить наизусть одно  стихотворение Есенина.
Жду ваши голосовые сообщения в контакте


Урок 17.04.2020

Тема: А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»
- Здравствуйте! Запишите число, классная работа, тема урока.
- Ребята, вы знакомы  с выражением  Homo sapiens? Объясните смысл.
- Прочитайте и запишите в тетради эпиграф к уроку:
 «Человек — это тростинка,
самое слабое в природе существо,
 но это тростинка мыслящая».
(Паскаль Блез)
- В этих словах известного ученого заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить? 
- Верно, разговор будет посвящен человеку и природе.
- Определите цели  работы.
1. Определить, в каких взаимоотношениях находятся человек и природа.
2. Изучить произведение(я),  посвященные взаимоотношению человека и природы.
- Человек – часть природы, а раз это так, то он должен чувствовать природу, откликаться на все изменения в ней. О взаимоотношениях человека и природы размышляли в своих произведениях многие писатели и поэты, не является исключением и А.А. Ахматова.




Прочитайте стихотворение с. 164  «Перед весной бывают дни такие»
Запишите в тетради.
- В стихотворении два героя: человек и природа.
Природа: отдыхает луг; шумят деревья; ветер нежен и упруг.
Человек: легкость тела; старую песню поет, как новую; не узнает дома.
Вывод, что человек откликается на все изменения в природе.
- А. Ахматова наблюдательна и точна в описании природы и человека. Для этого она использует средства выразительности.

Заполните таблицу
 Средства выразительности
Примеры из текста
Эпитеты
Олицетворения
?
И теплый….
И легкости…
И дома….

- Какие точные и ёмкие слова находит поэт, чтобы выразить особое, предвесеннее состояние?
- Составьте синквейн на тему «Весна»
1 строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;                                               2 строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;                                     3 строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;                                                                 4 строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;                                                                                                                                              5 строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы.
- Завершая урок,  вернемся к целям, которые ставили  в начале урока.                                           Достигли ли вы цели урока?
Домашнее задание:  Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой.
Жду ваших работ в контакте голосовых сообщений и фото классной работы.

Урок 16.04.2020

Тема: Стихотворения о природе  А. Блок.
- Здравствуйте! Запишите число, классная работа, тему урока.                                                                 - Что вы знаете о жизни и творчестве поэта?
Мини-тестирование. На все вопросы два варианта ответа:
А) верно Б) неверно. Ответы запишите в тетради.
Вопросы:                                                                                                                                                                      1) А. Блок родился в 1880 году.                                                                                                                     2)Детство поэта прошло в селе Константиново.                                                                                                                                   3)Отец Блока был профессором, а мать – писательницей.                                                        4)Образование будущий поэт получил в Петербургском университете.                                                5)Его дед, профессор Д. Бекетов дружил с выдающимся химиком Д. Менделеевым.                  6)Первый поэтический сборник Блока называется "Стихи о прекрасной даме".

 «Многие из нас любуются природой,
но не многие принимают её к сердцу,
и даже тем, кто её принимает,
не часто удаётся так сойтись с природой,
чтобы почувствовать в ней свою душу».
М. М. Пришвин

Репродукции картин: 
И. Левитан "Летний вечер. Река"

Б. Щербаков "Разнотравье донское" 

А. Пластов "Сенокос".
- Перечислите краски лета. Как художникам удалось передать настроение? Ответы запишите в тетради.
-  А теперь послушайте, как звучит лето в музыке. Музыкальная композиция П. И. Чайковского "Времена года. Август"  https://youtu.be/jsoSHN1MyAc
- Какие звуки вам слышаться?  Какие краски вам представляются? Какое настроение передаёт вам музыка?  Объясните свои ощущения. Ответы запишите в тетради.
 - Прочитайте стихотворение "Летний вечер". https://youtu.be/YrtOtyJ4FY8
 - Какое настроение охватывает вас? Почему?
- Разберемся, какие средства выразительности использует автор.                                                             Ответы запишите в тетради.
• Какое время года рисует поэт?
какой месяц лета запечатлен в стихотворении?
• Перечислите приметы вечера.
• Одно из самых выразительных средств поэтической речи – эпитеты. Найдите в тексте цветовые эпитеты. Какие чувства будят в вас эти цвета?
• В каких строках чувство тревоги особенно заметно?
• Почему автор передает нам чувство тревоги?
• Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение?
• Как называется такой прием?
Найдите в тексте и запишите в тетради
Эпитеты:…                                                                                                                                      
Метафоры:…                                                                                                                                            Сравнения:…                                                                                                                                       Рифма:…
- Прослушайте стихотворение еще раз. https://youtu.be/YrtOtyJ4FY8  Как вам кажется, какая картина из тех, что вы рассматривали раньше, больше всего подходит к этому произведению?
- Прочитайте стихотворение вслух выразительно.
-Молодцы!

Подведем итоги урока:
-  Что нового вы сегодня узнали о творчестве А. Блока?                                                                - Отвечает ли эпитет урока заявленной теме?                                                                                                                         -  Опишите свое настроение, которое осталось после прочтения стихотворения.
Домашнее задание:  Выучить стихотворение "Летний вечер" наизусть.  Нарисуйте пейзажную зарисовку по мотивам стихотворения.

Жду ГОЛОСОВОЕ СООБЩЕНИЕ И работу в контакте


Урок 13.04.2020

Тема: Смысл названия рассказа.
- Здравствуйте!    
          - Многие люди, уходя из школы, часто вспоминают своих учителей. Мне хотелось бы, чтобы вы сегодня на уроке подумали,  что для вас значит слово «УЧИТЕЛЬ».
- Сегодня мы с вами  посмотрим, как вспоминает о своем учителе автор рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиль Искандер.
      -  Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства.
Герои книг по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».
        
- Итак, к сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ. Давайте вспомним, о чём он?
1.Математик – экспозиция
2. Футбол
3. Докторша – завязка
4. Укол
5. У доски – кульминация
6. Двойка – развязка ???

- Сюжет,  как видите, очень прост.  (Как мальчик пытался обвести вокруг пальца учителя).
 - Но развитие этой, казалось бы, простой истории преображает её в глубоко философский рассказ о том, в чем смысл названия рассказа?

-  Обратимся к тексту.  Поскольку мы с вами выяснили, что рассказ юмористический, найдите примеры юмора в тексте.
1. «Хотелось скинуть с директора шляпу….как магнолия» стр. ?????
2. «Принц Уэльский…..потому что она образцовая» стр. ?????
3. «Чёрный лебедь» стр.?????
Ответы запишите в тетради
 - Ребята, от чьего лица ведётся повествование?
 -  Почему наш герой  рассказа попал в смешную ситуацию?
- К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным?
 - Смог избежать герой наказания?
 - Убедимся в этом, обратившись к тексту.

 - Вспоминая о своём учителе математики, автор подчёркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был».
 - Почему герой с благодарностью говорит об учителе?
 - Как звали учителя?
 - Случайно ли отчество?
- Харлампий Диогенович знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос в тексте.  Запишите ответ в тетради

- Сейчас мы с вами поработаем с эпизодом «У доски» и  попробуем ответить на проблемный вопрос: «В чем смысл рассказа?»

- Всё-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу ученик?
 -  Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя. Что придумал герой, чтобы избежать наказания?
 - Вспомним, как это было.
- Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла?

- Ирония – (притворство, насмешка) отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние.
 - Почему же ирония учителя и смех класса подействовали на бесстрашного «малярика» сильнее всех внушений?
- Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашей беседы? Ответ запишите в тетради.

    Итак, по мысли Фазиля Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться с пути.
      Каждый человек учится или учился в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим.
        Взрослые – это выросшие дети, а дети – будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки. Но все же, в чем смысл рассказа? Ответ вы уже сформулировали в в своих головах. Остается только записать в тетради.
Домашнее задание: ПИСЬМЕННО ДАТЬ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «В чем смысл рассказа?» (объём 70 слов)
Жду ваших работ в контакте

Урок 10.04.2020

                                              Тема: Герой рассказа и его сверстники.
 Ф. Искандер  «Тринадцатый подвиг Геракла»

Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ход урока
– Добрый день, ребята!
-Со смешным вы уже сталкивались в своей жизни – будь то забавный случай, чей – то рассказ или литературное произведение.
- Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими.
-Определение слова «юмор». Прочитайте его. Запишите в тетради.
– С каким юмористическим произведением вы уже встречались в этом году?
Литературные традиции продолжает в своём творчестве Фазиль Искандер.
Тема нашего урока Герой рассказа и его сверстники.
 Ф. Искандер  «Тринадцатый подвиг Геракла»
Запишите в тетради.
– Сегодня мы продолжаем работать с этим рассказом и главным будет вопрос о том, какие нравственные уроки получили ученики.
– Перед нами рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Ответы запишите в тетради.
  • Где происходят события рассказа? 
  • Когда происходят действия рассказа? 
  • По каким деталям это определили
  • Что вы можете сказать о героях произведения? 
  • Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их. 
Работа по рядам.
Первый ряд составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.
Второй ряд проделает такую же работу по образу Сахарова.
Третий ряд по образу Адольфа Комарова.

Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика. ( Запишите в тетради)
 - Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:
- Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».
- Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём и посмеёмся вместе.Ведь смех – это лучшее лекарство.
1. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия.
2. Принц Уэльский – опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле Электростанции. Потому что она образцовая.
- Вы узнали эти строчки? Возвращаемся к нашему тексту.
- Ребята, от чьего лица ведётся повествование? 
- Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? 
– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? 
– Смог избежать герой наказания? 
Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:
1.     Прочитаем эпизод
2. Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя (смотрите таблицу с прошлого урока) 
Состояние главного героя
Реакция класса
  1. В воздухе запахло какой-то опасностью.
  2. Захлопнулся маленький капканчик.
  3. Сердце моё с размаху влепилось в спину.
  4. Голос мой подымается прямо из живота.
  5. Казнь
  6. От ужаса и отвращения.
  1. Смотрел на меня и ждал
  2. Ждал, что я буду проваливаться
  3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее
  4. Сдерживал хихиканья
  5. Смеялся
  6. Хохотал



 Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.
– Какой урок извлёк герой?
На этот вопрос вы ответите письменно в тетради.
Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович.
- Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.
– Обратите внимание на имя учителя.
– Почему герой с благодарностью говорит об учителе? 
– Какой смысл вкладывает автор в название своего рассказа?
- Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя.
 Итог урока
– Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога
Запишите все ответы на вопросы в тетради

Домашнее задание:
– Чтобы больше узнать о творчестве Ф. Искандера, прочитайте рассказ «Дедушка». В нём тоже затронуты проблемы нравственного становления подростка.
– Урок окончен. Благодарю за сотрудничество.

Работы жду в контакте

Урок 09.04.2020




- Героями рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» являются самые обычные школьники.
Среди них и тихий троечник Адольф Комаров, который очень стесняется своего имени, и отличник Сахаров, и бесцеремонно списывающий Шурик Авдеенко, и сам рассказчик – бесстрашный «малярик».
И особняком в рассказе стоит образ строгого учителя математики Харлампия Диогеновича.
С первых строк мы погружаемся в обычную школьную жизнь, которая идёт своим чередом, несмотря на военное время.
- Чтобы понять смысл названия рассказа, нужно вспомнить, кто такой Геракл, и какие подвиги он совершал.
Геракл – величайший герой древнегреческой мифологии, сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены, наделённый необычайной силой. Наиболее известен цикл о 12 подвигах Геракла.
- Кто главный герой рассказа Фазиля Искандера?                                                                             - Можно ли назвать поступок главного героя, рассказчика, подвигом?                                                         - Что мы можем сказать об этом мальчике?                                                                                             - Его имя не называется на протяжении рассказа. Почему?                                                                   - Каким он себя представляет? Зачитайте в тексте. В тетради укажите страницу и слова, с которых начинается его описание.
-Чувствует ли он  себя настоящим героем, уверен ли , что совершает подвиг, спасая класс от неминуемых двоек? . В тетради укажите страницу и слова, с которых начинается его описание.
«Не бойся, Шурик, – думал я, – ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас».
Врачи сделали уколы и ушли. До конца урока осталось несколько минут. Учитель математики Харлампий Диогенович, конечно же, понял, почему в классе появились врачи, кто привёл их и зачем.
Он вызывает «героя» к доске. Внутреннее состояние мальчика сразу меняется: он постепенно начинает чувствовать опасность, страх и даже ужас происходящего.
Параллельно автор даёт нам возможность увидеть реакцию класса, который зорко следит за тем, как у доски мучается над решением задачи одноклассник.
Для передачи эмоций класса автор использует градацию.
Сначала класс сдерживал хихиканье, затем смеялся, потом уже хохотал.
- Что же вызвало безудержный хохот класса? Ответ запиши в тетрадь
Харлампий Диогенович рассказывает ребятам о подвигах Геракла, совершавшего их во имя справедливости.
- Поступок же мальчика, решившего сорвать урок, он расценивает как тринадцатый подвиг, достойный славы настоящего героя? Ответ запиши в тетрадь
Смех одноклассников заставляет рассказчика понять, что его поступок, основанный на обмане и трусости, нельзя считать подвигом.
- Какова же роль учителя в этом рассказе? Ответ запиши в тетрадь
-  В чём необычность его методов воспитания? Ответ запиши в тетрадь
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» лишь на первый взгляд кажется простым, он повествует о том, как мальчик пытался обмануть своего учителя, чтобы не получить двойку, но эта история имеет и глубокий философский смысл.
Главная идея – очистительная сила смеха, который помогает бороться с ложью, фальшью, обманом. Запиши в тетрадь!!!

- Работая над характеристикой героя, можно увидеть и реакцию класса на главного героя. 
Начертите таблицу в тетради и заполните ее примерами из текста.

Состояние
главного героя
Реакция класса
В воздухе запахло какой-то опасностью

Захлопнулся маленький капканчик

Сердце моё с размаху влепилось в спину

Голос мой подымается прямо из живота

Казнь

Ужас и отвращение



Молодцы!
Подведем итог урока:
- Что интересного вы узнали про автора рассказа?                                                                                        - Кто герои?                                                                                                                                                                  -  Что полезного мы можем взять для себя из этого рассказа?                                                                                                                                                                                                                               
Домашнее задание: прочитать рассказ, ответить на вопрос: Каким вы представляете рассказчика? - письменно
Итог вашей работы фотографируем и отправляем мне в ВК 

Урок 06.04.2020

Контрольная работа по произведениям В.Астафьева и В. Распутина.
  1. Мечтой всех деревенских ребятишек в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» был:
а) поход на рыбалку вместе со взрослыми
б) калач с изображением розового коня
в) настоящий армейский конь
г) пряник в виде коня
  1. Повествование в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» ведётся от лица:
а) главного героя – мальчика                     б) автора
в) бабушки                                                   г) соседского паренька
  1. Действие в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» происходит:
а) в деревне       б) в городе      в) на море               г) в посёлке
  1. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:
а) не любил бабушку
б) поддался на уговоры деревенских ребят
в) решил, что всё обойдётся
г) не хотел собирать землянику
  1. Мальчик расплакался на кухне, потому что:
а) считал себя незаслуженно обиженным
б) ему не подарили розового коня
в) ему было стыдно за своё поведение
г) он понял, что его никто не любит
  1. Что символизирует подаренный бабушкой пряник:
а) стремление бабушки загладить вину
б) обыкновенный знак внимания
в) искреннюю заботу о мальчике
г) мудрое умение любить и прощать
  1. Название произведения «Уроки французского» говорит о том, что перед нами
а) рассказ юного героя о любимых уроках французского
б) рассказ об уроках нравственности и доброты
в) история дополнительных занятий по французскому языку
г) рассказ о необходимости изучения иностранных языков
  1. Определите жанр произведения «Уроки французского»
а) быль         б) рассказ               в) роман                    г) повесть
  1. Рассказчик играл в «чику», чтобы
а) завоевать авторитет у ребят
б) накопить деньги и отправить их в деревню
 в) каждый день покупать молоко
г) платить за дополнительные занятия
10.  Истинный смысл игры в «замеряшки»
а) стремление заинтересовать ученика изучением французского языка
б) помощь учительницы способному, но голодному ученику
в) желание учительницы вспомнить детство
г) стремление ученика развлечься
11.По какому предмету у героя произведения «Уроки французского» была тройка
а) по алгебре                                              б) по физике
в) по русскому языку                               г) по французскому языку
12.  Почему героя произведения «Уроки французского» жестоко избили
а) он обманывал в игре                      б) он украл деньги
в) он не хотел больше играть            г) он стал играть лучше всех и выигрывал
  1. Какой продукт был в посылке
а) конфеты                    б) хлеб                     в) картошка                      г) макароны
14.Кто вошёл в комнату, когда герой с учительницей играл на деньги
а) директор            б) завуч            в) соседка              г) мама героя
  1. Чем закончилось произведение «Уроки французского»
а) учительница уехала                                                б) учительница осталась
в) учительница перешла в другую школу                 г) учительница скончалась

16. Чему нас учит эти произведения? Напишите небольшое сочинение (70-80 слов)


Итог вашей работы фотографируем и отправляем мне в ВК 

Урок 19.03.2020

Тема: «Уроки доброты» (Анализ рассказов В. Астафьева и В. Распутина)

Цель урока: Раскрыть сущность понятия доброта с помощью осмысления данных текстов и примеров из собственных наблюдений

Ход урока:
-  Мы прочитали рассказы В.Астафьева "Конь с розовой гривой" и В.Распутина "Уроки французского".
- Как вы думаете, что общего в этих рассказах?
Ответ запишите в тетради.
- Но не только местом действия, главными героями похожи эти произведения, но и уроками, которые дают нам герои этих произведений.
- Чему учат эти произведения, какие чувства воспевают, мы и попробуем определить сегодня на уроке.
-Что значит быть добрым?
-Посмотрим, совпадают ли наши представления о доброте с добротой, описываемой Астафьевым и Распутиным,
    
    Перед тем, как сопоставить рассказы В.Астафьева и В. Распутина, вспомним основные эпизоды  этих произведений.

   1.В. Астафьев "Конь с розовой гривой".
    -Чтение финала рассказа (от слов:"Я зажмурился...")
   -Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник конём?
  - Какие её качества проявились в этом эпизоде?
   -Почему не забывается бабушкин пряник? 
 Ответ запишите в тетради.

   2.А в рассказе В.Распутина "Уроки французского" описана совершенно другая история.    
    -Почему Лидия Михайловна решилась играть в "замеряшки" с учеником?
    -Как директор школы отнесся к этому поступку учительницы? Найдите цитату.
     Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны?
Ответ запишите в тетради.

  3.Чтение вслух послесловия к рассказу "Уроки французского".
   -Какую роль играет послесловие

 Сопоставление рассказов.
 -Объясните смысл названия рассказов.
 -Какие жизненные уроки извлекли герои из своих историй?
 - Что привлекает в героях рассказов?
 -О чем заставили задуматься эти рассказы?
Ответ запишите в тетради.

  Прочитайте статью В. Распутина "Уроки доброты"
  - О каких законах доброты говорит автор?
Ответ запишите в тетради.

    -Расскажите о человеке, которого вы знаете и который  бескорыстно и самоотверженно делал добрые дела.
Ответ запишите в тетради.

Подведение итога урока:
  - Что, по вашему мнению, называется добротой?
   Сравните своё определение с данным в "Словаре" Ожегова.
Домашнее задание:  рубрика «Литература и другие виды искусства» задания 1и 2 письменно, 3 устно.



Урок 20.03.2020


Тема: Обобщение по произведениям  В.Астафьева и В. Распутина        
       -  Человека в жизни сопровождают и добро, и зло. Как бы ни хотелось сделать мир лучше, все равно найдутся такие люди, которые будут совершать плохие поступки. В связи с этим хочется сказать словами Дмитрия Лихачева, одного из выдающихся ученых современности:
 «Человек должен жить в сфере добра, которую он сам создает из добрых дел, чувств, добрых воздействий на окружающую среду. Зло дробит общество, разъединяет людей. Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Добро соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Добро долго живет в душах людей.»
      Задания 1  по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Ответьте на вопросы.
 1.Что вы можете сказать о главном герое? Как характеризует мальчика рассказ о « прянике конем»?
2.Какой предстает перед читателем жизнь соседей, семьи Леонтьевых, и как ее воспринимает мальчик?
3.Почему бабушку, которой отводится так мало места в рассказе, мы считаем главной героиней?
4.Почему писатель дает не только описание внешнего облика бабушки, но и ее голоса? Почему так точно воспроизводится ее речь?
5.Создайте  портрет бабушки, какой вы ее представляете? (Выпишите из текста описание бабушки)
 6.Расскажите, как рождается зло в самых обычных обстоятельствах жизни, как оно растет и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести?
           Пересказ эпизодов:  
  - По дороге к увалу. (1 вариант)
  - Сбор земляники. (2 вариант)
7.Какой нравственный выбор в конечном итоге сделал герой? (Найти в тексте).
8.Какой урок преподала бабушка своему внуку?
   Задания 2  по рассказу В.Распутина «Уроки французского»
 1.Какие испытания ожидали героя рассказа?
2.Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это?
3.Почему Лидия Михайловна решилась на игру  «замеряшки» со своим учеником?
4.Прочитать по ролям сцену игры «замеряшки». Как вы оцениваете поступок учительницы? Как отнесся к игре учителя и ученика директор? Согласны ли вы с его оценкой?
  5.Каково отношение героя рассказа к Лидии Михайловне? Какой урок преподала она мальчику?
   Задание 3
 1.Что общего между двумя произведениями?
 2.Что вы можете сказать о добре и зле, опираясь на тексты прочитанных произведений?
 3.Какой вывод для себя вы сделали?

   ВЫВОД: Запишите его в тетрадь.
 Добро и зло существуют вместе. Зло – это темные стороны жизни, обман, жестокость, эгоизм, предательство. Добро – это свет, справедливость, любовь, искренность, честность, совесть, сострадание. Каждый человек должен стараться бескорыстно делать людям добро, чтобы меньше было в нашей жизни зла. Не случайно наши предки вывели нравственное правило: «Не ищи красоты, а ищи доброты». И добавляли: «Свет не без добрых людей». Они были уверены в природной склонности человека к добру, благу, добросердечию. Именно это и увидели мы в произведениях В.Распутина «Уроки французского» и В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Домашняя работа: подготовиться к контрольной работе по произведениям В.Распутина «Уроки французского» и В.Астафьева «Конь с розовой гривой».





         
        



Комментариев нет:

Отправить комментарий