Краеведение

Урок 30.04.2020

  Тема:Повторение.

Классная работа:
Сделать кроссворд по всем изученным темам(не менее 10 вопросов).

Домашняя работа:
Подготовить проект по выбранной вами теме из предложенных.
1.Жизнь семьи. Семейные традиции в прошлом и в настоящее время.
2.Плюсы и минусы патриархальной семьи.
3.История края в литературных произведениях.
4.Природа родного края в литературных произведениях.
5. Природа края в творчестве художников Зауралья.



Урок 16.04.2020

Здравствуйте,ребята!Запишите в тетрадь тему нашего урока:


Деятели науки и искусства Курганской области.

Культура связана с деятельностью конкретных людей. Наука и просвещение Южного Зауралья обязаны персональному вкладу наших земляков, имена которых вошли и в российскую историю.
Влияние на развитие российской словесности оказал Алексей Фёдорович Мерзляков (1778-1830 гг.). Уроженец Шадринского уезда, с отличием окончил Московский университет. Получив профессорское звание, руководил кафедрой Российского красноречия и поэзии. Его стихотворение «Среди долины ровныя» было настолько популярным, что ещё при жизни автора стало народной песней. Алексей Фёдорович дружил с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, оказал влияние на формирование М.Ю. Лермонтова как поэта.
Отец Антонин, в миру Андрей Иванович Капустин (1817-1894 гг.), прославился как активный деятель на международном поприще Русской православной церкви. Он родился в с. Батурино Шадринского уезда в семье священника, начальное образование получил в Далматовском духовном училище, окончил Киевскую духовную академию, после чего преподавал немецкий и греческий языки. Благодаря незаурядным способностям Андрей Иванович сделал блестящую карьеру. В 1865 году он возглавил Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. За время пребывания в этой должности при его непосредственном участии в собственность Российской империи были приобретены православные святыни и земли в Палестине. О. Антонин инициировал раскопки на территории, прилегающей к Храму Гроба Господня, в ходе которых была обнаружена часть стены Древнего Иерусалима. Впоследствии на этом месте было устроено Александровское подворье. Также он стал основателем музея христианских древностей при Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Будучи разносторонне одарённым, о. Антонин занимался нумизматикой, археологией, астрономией, писал стихи и научные статьи, рисовал. Награждён орденами Св. Владимира II степени и Св. Анны I степени. Погребён на вершине горы Елеон в Иерусалиме.
Многим открытиям в истории Южного Зауралья мы обязаны любителю сибирской старины, краеведу Николаю Алексеевичу Абрамову (1812-1870 гг.). Благодаря его разысканиям, основанным на документах городских и церковных архивов, современные историки знают о появлении первых поселений в нашем крае, строительстве церквей, повседневной жизни населения Южного Зауралья. Заслуги Н. Абрамова были отмечены Русским географическим обществом.
Одним из основоположников зауральской этнографии и краеведения является член Русского императорского географического общества и Императорского вольного экономического общества Александр Никифорович Зырянов (1830-1884 гг.). Оставленное им творческое и научное наследие до сих пор остаётся востребованным историками, краеведами, фольклористами и этнографами. Александр Никифорович собирал народные песни, загадки, поговорки, сказки, в течение двадцати лет вёл метеорологические наблюдения, опубликовал более 60 научных работ по истории, археологии, этнографии, культуре, экономике Шадринского уезда. Похоронен на кладбище Далматовского Успенского монастыря.
Наши земляки преуспели не только в развитии гуманитарных наук. Вклад в российскую математическую науку внёс священник Иван Михеевич Первушин (1827-1900 гг.). Во время учёбы в Пермской духовной семинарии он показал выдающиеся математические способности, из-за которых, получив казённое обеспечение, стал слушателем Казанской духовной академии. Областью его научных исследований стала теория чисел. Работы Ивана Михеевича о делимости больших чисел на простой делитель опередили исследования французского математика Э. Люкоса. Одно из достижений математика-самоучки вызвало сенсацию в академических кругах. Это было открытие второго самого большого простого числа, которое вошло в науку как «число Первушина». В 1893 году он единственный из России представил работу на Международном математическом конгрессе в Чикаго (США). За свои труды Первушин был избран членом-корреспондентом Петербургской, Неаполитанской и Парижской академий наук.
С нашим краем Иван Михеевич связан своей профессиональной деятельностью. Он служил священником в с. Замараевском, Шадринске, с. Мехонском, одновременно занимаясь просветительской деятельностью. Он открыл школу в с. Замараевском, издавал рукописный журнал «Шадринский вестник», затем газету «Шадринская местность», девизом которых избрал слова «факты, правду, гласность». Первушин был гуманистом в воспитании детей. Многие его мысли разделяет современная педагогика. О наказании детей, например, он писал: «Не всякий же порыв свободы есть своеволие, заслуживающее кары. Пусть себе шалят юные: будут старше – сделаются умнее». В другом высказывании Первушин определил своё отношение к служению обществу: «Если пришла благая мысль самопожертвования общественному благу, принимайся тотчас же за дело сам, не смущайся препятствиями. На словах ведь мы гуманны, человечны, благородны, покажи на деле своё рвение в пользу цивилизации, родного края».
Писатель, путешественник, член-корреспондент Уральского общества любителей естествознания, член Русского географического общества Константин Дмитриевич Носилов (1858-1923 гг.) вошёл в историю как исследователь Северного и Полярного Урала, Новой Земли и Ямала. Ещё в начале ХХ века он продвигал идею транспортного освоения Ямала, которая была реализована в годы Советской власти. География его путешествий охватывает Манчжурию, Монголию, Палестину, Турцию, Норвегию, Египет. Рассказы и очерки Константина Дмитриевича, написанные на основе путевых заметок, интересны и современным читателям.
Значительная роль в развитии Южного Зауралья принадлежит губернскому агроному Николаю Лукичу Скалозубову (1861-1915 гг.). Он известен как один из организаторов Курганской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1895 года. Эта выставка стала знаменательным событием в истории не только Курганского уезда, но и Тобольской губернии, продемонстрировав достижения местного сельского хозяйства и кустарной промышленности. Практические разработки и нововведения, которые Николай Лукич, будучи губернским агрономом, внедрял в животноводство, растениеводство, пчеловодство, маслоделие края, способствовали росту сельскохозяйственного производства и развитию кооперации. Кроме того, Скалобузов являлся одним из главных инициаторов открытия Курганского отделения Московского императорского общества сельского хозяйства, призванного развивать и изучать сельское хозяйство в регионе.
Сфера деятельности Н.Л. Скалозубова не ограничивалась сельским хозяйством. Например, он проявил себя как политический деятель: дважды избирался депутатом Государственной думы от Тобольской губернии. Последние годы жизни Скалозубов провёл в Кургане, посвятив себя селекционным работам. Скончался в 1915 году от брюшного тифа, похоронен в Кургане. 
Среди литературных деятелей начала ХХ века следует отметить Кондратия Кузьмича Худякова (1886-1920 гг.). Выходец из крестьянской семьи, рано осиротевший, он был вынужден пробивать себе дорогу тяжёлым трудом, что не помешало развить интерес к поэзии. Его первые стихи, опубликованные на страницах «Народной газеты», «Курганского вестника», рассказывали о трудовых буднях крестьян, передавали любовь поэта к малой родине. На творческое становление Худякова оказала влияние дружба с писателем Всеволодом Ивановым, будущим классиком отечественной литературы. При его поддержке в 1916 году Худяков издаёт сборник стихов «Сибирь». Преждевременная смерть от тифа прервала творческий путь поэта.



Задание:
сделать письменно в тетради конспект,решить тест
выслать ВК:https://vk.com/id80295824

1.Одним из основоположников зауральской этнографии и краеведения был:

а)Александр Никифорович Зырянов 
б)Кондратий Кузьмич Худяков
в) Николай Лукич Скалозубов
г)Константин Дмитриевич Носилов

2.Он руководил кафедрой Российского красноречия и поэзии. Его стихотворение «Среди долины ровныя» было настолько популярным, что ещё при жизни автора стало народной песней:

а)Андрей Иванович Капустин 
б)Константин Дмитриевич Носилов
в) Алексей Фёдорович Мерзляков
г)Александр Никифорович Зырянов 

3. Он стал основателем музея христианских древностей при Русской Духовной Миссии в Иерусалиме:

а)Иван Михеевич Первушин 
б)Андрей Иванович Капустин 
в)Николай Лукич Скалозубов
г)Алексей Фёдорович Мерзляков



4.Губернский агроном, внедрял новинки в животноводство, растениеводство, пчеловодство, маслоделие края,которые способствовали росту сельскохозяйственного производства и развитию кооперации:

а)Константин Дмитриевич Носилов
б)Алексей Фёдорович Мерзляков
       в) Иван Михеевич Первушин
г)Николай Лукич Скалозубов



5. Он вошёл в историю как исследователь Северного и Полярного Урала, Новой Земли и Ямала.

а)Константин Дмитриевич Носилов
б)Алексей Фёдорович Мерзляков
в)Николай Лукич Скалозубов
г)Иван Михеевич Первушин



Урок 19.03.2020

Творчество скульпторов Курганской области.
Цель: узнать историю развития архитектуры в Курганской области.
Становление и развитие изобразительного искусства связано с деятельностью иконописцев, которые, работая по заказу Русской православной церкви, писали иконы, рисовали фрески, делали резные иконостасы и многое другое для украшения и благолепия православных церквей.
С оживлением церковного строительства в первой половине XIX века в Южном Зауралье наблюдалась нехватка церковных мастеров. Рост заказов на украшение храмов привлек сюда заинтересованных лиц из разных губерний Российской империи. Так, иконостас церкви с. Усть-Суерское (ныне Белозерский район) делал тобольский мещанин Фульвиан Пленин.
Во второй половине XIX – начале ХХ века в художественном обустройстве храмов начали принимать участие местные мастера. Например, Анатолий Прохорович Кречетов в 1909 году изготовил иконостас для церкви с. Чимеево, сохранившийся до наших дней.
На рубеже XIX-ХХ веков в Кургане работала мастерская Александра Павловича Решетникова. Кроме иконостасов он брал заказы на изготовление мебели, золочение куполов храмов и церковной утвари. Рисовали в мастерской и «задники» для фотоателье А. Кочешева. После 1917 года Решетников с семьей уехал в Москву, где писал пейзажи и светские картины.
Отдельной страницы в истории изобразительного искусства Южного Зауралья заслуживает жизнь и творчество Федора Андреевича Бронникова (1827-1902 гг.), который оставил большое художественное наследие. Он родился в Шадринске в семье иконописца, рано осиротел. Первое образование получил в Шадринском уездном училище, с детства рисовал портреты родных и близких.
В 1844 году Бронников покинул Шадринск и поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Современники отмечали выдающие способности молодого художника, благодаря которым он получил возможность совершенствовать свое мастерство в Италии. Федор Андреевич вошел в историю как крупнейший поздний академист в русской живописи второй половины XIX века, автор исторической живописи.
После смерти Ф. Бронникова согласно его завещанию Шадринское городское управление получило 40 тысяч рублей и 323 произведения художника, которые со временем были доставлены из Рима в Шадринск.
Архитектурное наследие Южного Зауралья конца XVIII – начала ХХ века насчитывает сотни зданий и сооружений, которые отражают развитие стилей от барокко до модерна.
Особое место в списке выдающихся памятников архитектуры края занимают культовые сооружения Русской православной церкви, которые в тот период являлись доминантными строениями, средоточием общественной жизни городских и сельских поселений. Спасо-Преображенский собор в Шадринске, Николаевская церковь в Далматове, церкви в с. Широковском и с. Першинском Далматовского района, с. Карачельском Шумихинского района, с. Белоярском Щучанского района и с. Таловке Юргамышского района являются объектами культурного наследия федерального значения. Они были заложены в конце XVIII – начале XIХ века.
Среди памятников культового зодчества второй половины XIX века следует отметить церковь Всех Скорбящих Радости Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря, где находится усыпальница Св. Далмата.
В конце XIX – начале ХХ столетия в моду вошел «кирпичный стиль». Для него характерно использование неоштукатуренного кирпича. Классическим примером сооружения «кирпичного стиля» является Александро-Невский храм в Кургане, который был открыт в 1902 году. Автором этого памятника был известный курганский архитектор Николай Александрович Юшков (1865-1916 гг.).
Юшков проектировал не только церкви, но и общественные здания. Такие сооружения, возведённые по его проектам, как Богородице-Рождественское приходское училище, производственные помещения винокуренного завода Смолиных и многие другие, реконструкция здания Александровской женской гимназии сформировали архитектурный облик Кургана начала ХХ века.
Наследие гражданской архитектуры Южного Зауралья второй половины XIX – начала ХХ века представлено большим разнообразием памятников: усадебные комплексы, доходные дома, магазины, общественные здания, промышленные корпуса. Большинство из них связано с жизнью купеческих семей. Купеческая или мещанская усадьба состояла из одного или двухэтажного дома, флигеля, хозяйственных построек, брандмауэрной стены и строений, отражающих профессиональную деятельность его хозяев (кладовые, торговые помещения, строения для кустарного или промышленного производства). Дома в основном были деревянные или смешанного типа (низ – кирпичный, верх – деревянный). Такие усадьбы сегодня можно увидеть на старых улицах Кургана, Шадринска, Далматова, Катайска, Куртамыша, Мокроусова.
До наших дней сохранились многочисленные здания учебных заведений. Например, Александровская женская гимназия, Троицкое приходское училище, Низшее ремесленное училище в Кургане, реальные училища и женская гимназия в Шадринске. Одни были переоборудованы из купеческих домов, другие строились по специальным проектам.
Для досуга городских обывателей власти содержали общественные здания, где имелся большой зал для театральных постановок и банкетов. Например, здание общественного собрания в Кургане (перестроенный дом А. Розена) и Клуб приказчиков в Шадринске.
В начале ХХ века зажиточные горожане строят дома в модном тогда архитектурном стиле модерн. Это двухэтажный кирпичный дом нотариуса Попова, деревянный особняк инженера Остапца в Кургане, деревянный жилой дом купца Ночвина в Шадринске
Таким образом, как любые успешно развивающиеся поселения, Курган, Шадринск, Куртамыш, Далматово и другие постепенно обзаводились школами, больницами, присутственными местами, общественными клубами, водонапорными башнями, пожарными каланчами, паровыми мельницами, необходимыми для удовлетворения растущих потребностей его жителей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий